Константин Г. Кравченко,
Алексей А. Сиренко
Дальневосточный государственный технический институт (ДВГТУ), Владивосток, Россия
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ
Владивостокская крепость - единственная из сохранившихся на территории Российской Федерации из русских морских крепостей. Это уникальный памятник военно-оборонительного зодчества конца XIX-начала XX веков.
Идея создания крепости во Владивостоке принадлежит П.Ф. Унтербергеру (1842-1921гг.) и относится к 70-м годам XIX века.
Уже в 1889 году Владивосток официально становится крепостью, а последние работы на фортах относятся к 1916 году. В 1922 году по договору с Японией крепость упразднили.
В состав крепости входят сооружения 1860-1889 г.г., и 2 долговременных сухопутных обвода, сооружения 1889-1904 г.г., 1910-1916 г.г. - всего около 140 различных фортификационных сооружений являющихся с 1995 года памятниками истории и архитектуры федерального значения.
В настоящее время и в перспективе Владивостокскую крепость необходимо рассматривать как составную часть города, во взаимосвязи с застройкой.
Крепость сыграла важную роль в развитии города - вокруг военного поселения формировалась сфера обслуживания и соответствующая социальная инфраструктура.
Линия обороны 1910-1916гг. позволила в очередной раз расширить районы города, начать застройку районов Второй речки, бухты Горностай, о-ва Русский. С учетом этой линии оборонительных сооружений и ее размещения развивалась дорожно-транспортная и уличная система, проводилось зонирование городской территории.
С развитием крепости формировалась и совершенствовалась единая система грунтовых дорог, связывающих между собой объекты крепости. Многие из них сохранились в хорошем состоянии, благодаря тщательности и продуманности дорожностроительных и дренажных работ.
Быстро развивающийся и разрастающийся город поглотил ранние укрепления, в частности большинство сооружений 1899 года. Генплан 1960 года уже предусматривал градостроительное освоение территорий, прилегающих к сооружениям линии обороны 1899-1904 годов. Поэтому некоторые сооружения оказались в селитебных зонах, часть в промышленных и в коммунально-складских. В настоящее время при возведении коттеджей на п-ове Шкота (район Эгершельда) частично уничтожены Токаревские батареи, процесс их уничтожения идет до сих пор. На кофре форта Линевича построен крупнопанельный жилой дом; территория некоторых, сооружений (Укрепление 2, форт Линевича) обезображена гаражами. Угрозу сохранившимся в черте городской застройки сооружениям крепости представляет строительство коттеджей на вершинах сопок и крутых склонах, непригодных под массовое строительство. Например, дома, возведенные на склоне Тигровой сопки, сбили масштаб одноименной батареи, перестала существовать прекрасная видовая площадка.
Крепостные сооружения, находящиеся в лесопарковой зоне и на острове Русский до сих пор органично сочетаются с природой.
Территория, где располагаются сооружения крепости вне городской застройки, представляет собой комплексный памятник природы, ландшафтно-архитектурный оазис, однако интенсивная антропогенная деятельность преобразует и эти ландшафты. В условиях быстрого развития города, которое требует качественного изменения исторически сложившихся центральных районов, назрела необходимость сложных мер для сохранения культурных и эстетических ценностей, таких как Владивостокская крепость.
Нельзя сохранять наследие, как россыпь изолированных от окружения объектов-памятников. Любой памятник, будь то отдельное сооружение, или обширный пространственный комплекс - часть города, всецело зависящая от взаимосвязей в его системе. В частности Владивостокская крепость - идеальный пример историко-культурного и архитектурного комплекса в черте города.
Рост урбанизации о-ва Русский, ведет к необходимости сооружения моста, соединяющего остров с материковой частью Владивостока. Существуют проекты возведения моста через пролив Босфор-Восточный между мысом Новосильского и полуостровом Назимова. Батареи на обеих берегах должны быть сохранены.
Остров Русский расположен вблизи Владивостока и административно входит в состав Фрунзенского района города. С 1992 года открыт он для посещения горожан. Площадь острова 99 квадратных километров.
С конца 19 века остров выполнял функцию "острова - крепости", прикрывающего Владивосток с моря. Здесь до 1916 года была создана уникальная система обороны - шесть фортов (из них 4 форта проекта 1910 года), береговые батареи и полевая фортификация, а также казармы, представляющие ныне архитектурно-историческую ценность.
Архитекторами города Владивостока рассматривается концепция ландшафтно-архитектурного комплекса острова Русский. Уникальный природно-антропогенный комплекс включает архитектурно и исторически ценные фортификационные сооружения и хорошо сохранившиеся островные экосистемы с интересными памятниками природы, живописными ландшафтами и морскими пляжами.
Территория острова благоприятна для рекреации и отдыха не требует больших капиталовложений и проведения значительных инженерно-строительных работ. Существует развитая дорожная сеть, линии электропередач, другие инженерно-технические коммуникации.
С учетом сложившейся системы транспортных сообщений необходимо строительство вокзала прибрежных сообщений в поселке Подножье. Целесообразно развертывание сети экскурсионных маршрутов, пансионатов с высоким уровнем комфортности. В зоны отдыха можно превратить также казарменные, и иные сооружения инфраструктуры бывшей крепости. Помимо наземного осмотра гигантских крепостных укреплений интересны экскурсии по подземным галереям и казематам.
Весь комплекс сооружений крепости может стать музеем-заповедником, причем локализация сооружений Владивостокской крепости, в пределах городской среды, возможности использования городского транспорта и технической инфраструктуры Владивостока существенно облегчает задачу освоения большей части территории комплекса.
В основу современного использования историко-архитектурного ландшафтного ансамбля Владивостокской крепости должна быть положена идея максимально возможного сохранения архитектурно-исторической и природной среды. Объекты крепости можно использовать в качестве музейных, туристических и рекреационных объектов для отдыха горожан и гостей города. Также объекты крепости могут и должны быть центрами историко-патриотического воспитания горожан, местами проведения игр типа "Зарница". На базе сооружений крепости можно создавать детско-юношеские клубы и т.д.
Примеры такого использования сооружений уже существуют. Это музей "Владивостокская крепость", находящийся в зоне отдыха в районе Спортивной гавани на базе Безымянной батареи. Это и форт №7, в районе остановки "Заря" и находящийся в лесопарковой зоне. Существуют проекты музеев на базе форта №3 (гора Попова), также находящегося в лесопарковой зоне, и на базе Укрепления№1, расположенного в черте городской застройки в селитебной зоне.
Превращение в музейные комплексы фортификационных сооружений -единственный возможный путь сохранения уникального памятника для будущих поколений, кроме того такая тенденция является общемировой и оправдана технико-экономическими расчётами.
В работе использованы материалы
Калинина В.И., Касьянова Н.В., Обертаса В.А.
p.s. Замечания, предложения и исправления просьба оставлять на форуме сайта.
Вверх
|