www.fortress.bosfor.ru
RUSSIA, VLADIVOSTOK
www.fortress.bosfor.ru
САЙТ О ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ, А ТАК ЖЕ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНО СОВРЕМЕННЫХ СООРУЖЕНИЯХ ИЗ БЕТОНА

   Главная    Крепость Владивосток    Фотогалерея    Ссылки   

Полезное

 

Обзор УКРЕПЛЕНИЙ

Основные фортификационные ТЕРМИНЫ

 

Планы фортов

 

 * 

План Форта №2

 * 

План Форта №3

 * 

План Форта №4

 * 

План Форта №5

 * 

План Форта №6

 * 

План Форта №7

 * 

План Форта №9

 * 

План Форта №11

 * 

План Форта №12

 * 

Муравьева-Амурского

 * 

Форт Поспелова

 * 

Форт Русских

 * 

Форт Суворова

 * 

План Укрепления №1

 * 

План Укрепления №2

 * 

ОП Литер Ж

 

Карты

 

 * 

Крепость Владивосток ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН 1916 год:
 - КАРТА №1 (~360 Кб)
 - КАРТА №2 (~1.3 Мб)

 * 

Укрепления по состо-янию на 1887 год

 

Биографии

 

Генерал-майор А.П. Шошин

Начальник инженеров флота К.А. Розе

Генерал-губернатор П.Ф. Унтербергер

Инженер-полковник П.П. Унтербергер

Генерал-майор В.И. Жигалковский

Генерал В.А. Ирман

Генерал-лейтенант А.П. Будберг

Полковник В.А. Свиньин

 

Воспоминания

 

Техник-строитель 7-го форта А.Р. Усас

 

Подписаться на рассылку

 

>> Отписаться          

Будем искать?

 


 

website monitoring service

 

© 2000 - 2015,
www.fortress.bosfor.ru
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ

 

Константин Г. Кравченко,

Алексей А. Сиренко

Дальневосточный государственный
технический институт (ДВГТУ),
Владивосток, Россия



ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ


   Владивостокская крепость - единственная из сохранившихся на территории Российской Федерации из русских морских крепостей. Это уникальный памятник военно-оборонительного зодчества конца XIX-начала XX веков.


   Идея создания крепости во Владивостоке принадлежит П.Ф. Унтербергеру (1842-1921гг.) и относится к 70-м годам XIX века.


   Уже в 1889 году Владивосток официально становится крепостью, а последние работы на фортах относятся к 1916 году. В 1922 году по договору с Японией крепость упразднили.


   В состав крепости входят сооружения 1860-1889 г.г., и 2 долговременных сухопутных обвода, сооружения 1889-1904 г.г., 1910-1916 г.г. - всего около 140 различных фортификационных сооружений являющихся с 1995 года памятниками истории и архитектуры федерального значения.


   В настоящее время и в перспективе Владивостокскую крепость необходимо рассматривать как составную часть города, во взаимосвязи с застройкой.


   Крепость сыграла важную роль в развитии города - вокруг военного поселения формировалась сфера обслуживания и соответствующая социальная инфраструктура.


   Линия обороны 1910-1916гг. позволила в очередной раз расширить районы города, начать застройку районов Второй речки, бухты Горностай, о-ва Русский. С учетом этой линии оборонительных сооружений и ее размещения развивалась дорожно-транспортная и уличная система, проводилось зонирование городской территории.


   С развитием крепости формировалась и совершенствовалась единая система грунтовых дорог, связывающих между собой объекты крепости. Многие из них сохранились в хорошем состоянии, благодаря тщательности и продуманности дорожностроительных и дренажных работ.


   Быстро развивающийся и разрастающийся город поглотил ранние укрепления, в частности большинство сооружений 1899 года. Генплан 1960 года уже предусматривал градостроительное освоение территорий, прилегающих к сооружениям линии обороны 1899-1904 годов. Поэтому некоторые сооружения оказались в селитебных зонах, часть в промышленных и в коммунально-складских. В настоящее время при возведении коттеджей на п-ове Шкота (район Эгершельда) частично уничтожены Токаревские батареи, процесс их уничтожения идет до сих пор. На кофре форта Линевича построен крупнопанельный жилой дом; территория некоторых, сооружений (Укрепление 2, форт Линевича) обезображена гаражами. Угрозу сохранившимся в черте городской застройки сооружениям крепости представляет строительство коттеджей на вершинах сопок и крутых склонах, непригодных под массовое строительство. Например, дома, возведенные на склоне Тигровой сопки, сбили масштаб одноименной батареи, перестала существовать прекрасная видовая площадка.


   Крепостные сооружения, находящиеся в лесопарковой зоне и на острове Русский до сих пор органично сочетаются с природой.


   Территория, где располагаются сооружения крепости вне городской застройки, представляет собой комплексный памятник природы, ландшафтно-архитектурный оазис, однако интенсивная антропогенная деятельность преобразует и эти ландшафты. В условиях быстрого развития города, которое требует качественного изменения исторически сложившихся центральных районов, назрела необходимость сложных мер для сохранения культурных и эстетических ценностей, таких как Владивостокская крепость.


   Нельзя сохранять наследие, как россыпь изолированных от окружения объектов-памятников. Любой памятник, будь то отдельное сооружение, или обширный пространственный комплекс - часть города, всецело зависящая от взаимосвязей в его системе. В частности Владивостокская крепость - идеальный пример историко-культурного и архитектурного комплекса в черте города.


   Рост урбанизации о-ва Русский, ведет к необходимости сооружения моста, соединяющего остров с материковой частью Владивостока. Существуют проекты возведения моста через пролив Босфор-Восточный между мысом Новосильского и полуостровом Назимова. Батареи на обеих берегах должны быть сохранены.


   Остров Русский расположен вблизи Владивостока и административно входит в состав Фрунзенского района города. С 1992 года открыт он для посещения горожан. Площадь острова 99 квадратных километров.


   С конца 19 века остров выполнял функцию "острова - крепости", прикрывающего Владивосток с моря. Здесь до 1916 года была создана уникальная система обороны - шесть фортов (из них 4 форта проекта 1910 года), береговые батареи и полевая фортификация, а также казармы, представляющие ныне архитектурно-историческую ценность.


   Архитекторами города Владивостока рассматривается концепция ландшафтно-архитектурного комплекса острова Русский. Уникальный природно-антропогенный комплекс включает архитектурно и исторически ценные фортификационные сооружения и хорошо сохранившиеся островные экосистемы с интересными памятниками природы, живописными ландшафтами и морскими пляжами.


   Территория острова благоприятна для рекреации и отдыха не требует больших капиталовложений и проведения значительных инженерно-строительных работ. Существует развитая дорожная сеть, линии электропередач, другие инженерно-технические коммуникации.


   С учетом сложившейся системы транспортных сообщений необходимо строительство вокзала прибрежных сообщений в поселке Подножье. Целесообразно развертывание сети экскурсионных маршрутов, пансионатов с высоким уровнем комфортности. В зоны отдыха можно превратить также казарменные, и иные сооружения инфраструктуры бывшей крепости. Помимо наземного осмотра гигантских крепостных укреплений интересны экскурсии по подземным галереям и казематам.


   Весь комплекс сооружений крепости может стать музеем-заповедником, причем локализация сооружений Владивостокской крепости, в пределах городской среды, возможности использования городского транспорта и технической инфраструктуры Владивостока существенно облегчает задачу освоения большей части территории комплекса.


   В основу современного использования историко-архитектурного ландшафтного ансамбля Владивостокской крепости должна быть положена идея максимально возможного сохранения архитектурно-исторической и природной среды. Объекты крепости можно использовать в качестве музейных, туристических и рекреационных объектов для отдыха горожан и гостей города. Также объекты крепости могут и должны быть центрами историко-патриотического воспитания горожан, местами проведения игр типа "Зарница". На базе сооружений крепости можно создавать детско-юношеские клубы и т.д.


   Примеры такого использования сооружений уже существуют. Это музей "Владивостокская крепость", находящийся в зоне отдыха в районе Спортивной гавани на базе Безымянной батареи. Это и форт №7, в районе остановки "Заря" и находящийся в лесопарковой зоне. Существуют проекты музеев на базе форта №3 (гора Попова), также находящегося в лесопарковой зоне, и на базе Укрепления№1, расположенного в черте городской застройки в селитебной зоне.


   Превращение в музейные комплексы фортификационных сооружений -единственный возможный путь сохранения уникального памятника для будущих поколений, кроме того такая тенденция является общемировой и оправдана технико-экономическими расчётами.



   В работе использованы материалы

   Калинина В.И., Касьянова Н.В., Обертаса В.А.


   p.s. Замечания, предложения и исправления просьба оставлять на форуме сайта.



Вверх Вверх





MADE IN RUSSIA

DESIGN BY KIRILL BURAVLEV